?

Log in

No account? Create an account
"Советский спорт" открыл ящик Пандоры - Dmitry
June 23rd, 2010
03:32 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Советский спорт" открыл ящик Пандоры
История, описанная ниже, начиналась как очередной скандал вокруг статистики посещаемости в нашей спортрунет-песочнице (в духе вот этого), но то, что выяснилось по ходу пьесы, просто заставляет меня делать громкие обобщения.

1. Введение в ситуацию
Итак, с начала футбольного ЧМ все крупные спорт-сайты, разумеется, испытывают заметный приток посещаемости. При этом занятно, что до показателей февраля (Ванкувер) еще далеко

Вот по-недельный график количества посетителей (в среднем в сутки) всех сайтов раздела Спорт в Лайвинтернете (фиксирую на память)
неделя
посетители
 
неделя
посетители
 
неделя
посетители
27 дек
1 958 849
 
28 фев
3 708 857
 
2 мая
2 554 200
3 янв
1 691 029
 
7 мар
2 579 276
 
9 мая
2 350 574
10 янв
1 885 798
 
14 мар
2 689 050
 
16 мая
2 729 304
17 янв
2 242 355
 
21 мар
2 911 673
 
23 мая
2 744 262
24 янв
2 369 908
 
28 мар
2 695 035
 
30 мая
2 247 447
31 янв
2 312 966
 
4 апр
2 642 033
 
6 июн
2 138 301
7 фев
2 212 727
 
11 апр
2 695 049
 
13 июн
2 372 938
14 фев
2 490 860
 
18 апр
2 538 518
 
20 июн
2 966 894
21 фев
3 680 842
 
25 апр
2 668 507
 
22 июн
3 350 586



Однако при этом бдительные конкуренты сразу заметили (и рассказали мне, лол), что статистика "Советского спорта" растет подозрительно быстрее прочих. Более того, даже makki не удержался и похвастался, хотя лучше б молчал :)

Лучше всего рост Совспорта видно в мейл.ру, где можно сравнивать показатели нескольких сайтов (пусть и не все крупняки там представлены)
Дата
818211
30745
356666
1016188
22 июн
385 228
312 449
317 834
274 589
21 июн
380 742
308 381
302 333
267 975
20 июн
372 197
292 848
275 202
257 827
19 июн
369 746
290 391
266 230
251 955
18 июн
367 493
286 990
258 884
248 503
17 июн
360 056
280 993
229 305
236 799
16 июн
349 339
276 293
200 436
219 013
15 июн
334 742
267 169
172 102
200 784
14 июн
317 238
259 434
151 743
181 176
13 июн
309 999
265 601
134 614
166 029
12 июн
299 624
263 206
118 009
153 842
11 июн
289 915
263 188
105 687
142 954
10 июн
280 574
262 554
98 383
135 844
9 июн
278 168
265 052
98 921
138 637
8 июн
278 327
267 051
98 254
140 864
7 июн
279 802
270 515
99 201
144 092
6 июн
279 751
272 027
100 823
146 097
5 июн
282 894
274 546
103 246
149 478
4 июн
283 900
274 389
104 127
151 706
3 июн
283 433
273 294
104 945
151 627
2 июн
283 138
270 807
106 639
150 506
1 июн
283 345
273 462
109 664
149 737


Важным признаком того, что происходит "что-то не то", стали изменения в статистике Совспорта на лиру - под пароль были убраны данные о просмотренных страницах и об источниках трафика. Стало очевидно, что на Совспорт пошел трафик со стороны, вот только зачем его прятать? Если посмотреть в данные на топ100 рамблера (лучше всего это видно в старой версии), то видно, что совспортовский резкий прирост никак не коснулся первой страницы сайта - 12-е место в рейтинге по "мордам" и 5-е место "по всему сайту" свидетельствуют об этом очень наглядно






2. Источники трафика Совспорта
Довольно быстро стало понятно, что единственное, откуда может быть такой серьезный прирост - это яндексовский спецпроект по ЧМу (где в самом низу Совспорт указан как один из партнеров проекта и поставщиков данных). Совспортовского на морде этого спецпроекта на первый взгляд только виджет с газетным номером на сером фоне. Разумеется, первое, что пришло в голову - это встраивание счетчиков в виджет по типу того, как это сначала сделал, а потом убрал sports.ru. Однако в исходном коде ничего такого не нашлось. Но нашлось выше - в блоках "свежие результаты" на черном фоне, где доступны для просмотра видеозаписи забитых голов от Совспорта.

При клике на скриншотик посетитель Я.спецпроекта попадает на страницу типа http://v1-static.sovsport.ru/video/35_20741_1.html, где может посмотреть видео-отрывок, записанный из прямой трансляции каждого матча, с наложенной бодренькой музычкой. На страницах такого типа кроме видео еще есть кусок из текстовой трансляции, полностью отсутствует реклама (интересно, почему, кстати?) и установлены счетчики. Все видео-фрагменты откадрированы так, что происхождение записи (то есть с какого именно канала это записано) на 100% точно установить нельзя - сверху и с боков отрезаны части кадра, где размещаются логотипы транслирующих каналов. Если музыка наложена вместо исходного звука, то определить будет крайне сложно, а вот если поверх имеющейся аудиодорожки, то можно понять, откуда сделана нарезка: в некоторых записях я слышал приглушенный русский комментарий.

Отдельная красота в том, что ниоткуда с сайта Советского спорта невозможно попасть на эти специальные страницы в поддомене http://v1-static.sovsport.ru/video/; страницы "заточены" исключительно под улов трафика от ЯндексЧМ. Так что не вызывает ни малейших сомнений, что именно в этих видео-страницах и есть причина серьезного скачка посещаемости, который попыталось затемнить руководство сайта Совспорта aka руководство всеми сайтами Комсомолки (вряд ли там что-то всерьез изменилось в субординации по сравнению с тем, что было 3 года назад, когда я ушел оттуда).


3. Правомерность выкладывания Совспортом видеофрагментов трансляций ЧМ
То, что спец-страницы с голами нельзя увидеть через навигацию с основного сайта Совспорта, в общем-то пофиг. А вот то, на каком основании Совспорт считает себя вправе выкладывать записи чужих трансляций к себе (и накручивать посещаемость), меня крайне заинтересовало. Я, понятно, не юрист, так что весь текст дальше следует воспринимать максимально критически.

Внизу каждой такой странички приведен следующий текст:
Размещенные на сайте фрагменты из аудиовизуальных произведений использованы исключительно в информационных целях в порядке, установленном ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации. На сайте используются фрагменты видеозаписей следующих телеканалов: Sky Sport-1, BBC, Первый канал, Россия-1, Россия-2, ITV
Читаем 4-ю часть ГК, глава 70 "Авторское право", статья 1274
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;<...>

О "произведениях" в терминологии ГК4 читаем статью 1259:
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
<...>
- аудиовизуальные произведения<...>

Что такое "аудиовизуальное произведение", говорится в отдельной статье 1263.

Права телевещателей относятся к т.н. "смежным правам" и определены в главе 71 "Права, смежные с авторскими", параграф 4 "Право организаций эфирного и кабельного вещания". При этом согласно статье 1306 "Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой."

Таким образом, Гражданский кодекс не запрещает возможность цитировать не текст, а видеоматериалы - в "объеме, оправданном целью цитирования".
И значит Совспорт напрямую не нарушает ГК.

Вопрос о том, является ли цитирование видео корректным, когда оно цитируется не в полный размер по длине-ширине, а лишь частично, подозреваю, может быть решен только в судебном порядке. pvphome уточняет, что удаление логотипа телеканала - это удаление информации о смежном праве, и соответственно Совспорту светит ответственность по статье 1311:
Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.


4. Последствия
А вот последствия для спортрунета могут быть серьезными. Одно из крупных текстовых СМИ начало массово использовать похоже что легальный путь кардинального приращения видео-контента у себя на сайте - "за так".

Для начала совершенно очевидно, что это не может устраивать "Первый" и ВГТРК, которые покупают права на футбольные телетрансляции за немаленькие деньги. Подозреваю (но не уверен, конечно), что возможность не просто вести трансляцию в интернете, но и выкладывать затем отдельные хайлайты - это дополнительная строчка в договоре, за которую надо платить. А тут обнаруживается халявщик, выкладывающий хайлайты на правах цитирования. Очень надеюсь, что какой-нибудь из каналов подаст в суд на "Советский спорт" - чтобы в судебном порядке выяснилось, что и в каких пределах можно делать с чужими видеотрансляциями.

Но самое главное (и это как раз то, почему я написал в заголовке про ящик Пандоры) - теперь, глядя на Совспорт, тем же самым наверняка начнут заниматься все спортивные сайты-конкуренты. Как же можно упускать такую легальную возможность увеличить посещаемость на пустом месте? В общем, ситуация в спортрунете очевидным образом изменилась и теперь все серьезные игроки будут приспосабливаться к новым условиям. И совсем не факт, что Совспорт после повсеместного распространения такой практики будет чувствовать себя так же уверенно.

ЗЫ. Но лично я бы с большим интересом последил бы за судом телеканалов с Совспортом, если он всё-таки состоится. А уж если правообладатели видеотрансляций придут судиться, то это будет совсем замечатльно
ЗЗЫ. Кстати, выкладывание чужого нарезанного видео у Совспорта происходит не только под яндексовский проект, у них почти все новости помеченные [ВИДЕО], такие


UPD. yossorian убедительно показывает в комментах, что теперь надо пользоваться и вебомером


UPD2. на роеме подкинули ссылку на решение по делу ВГТРК (спортбокс.ру) против "СУПа" (чемпионат.ру) - там отсудили 3 млн. за наоборот невырезанные из хайлайтов товарные знаки и комментарии
а вот кто новость туда запостил, я хз :)

UPD от 29.07
Статья yossorianа - http://ruformator.ru/news/article06913/default.asp
Мнение avstriezа (он к тому же уведомил EBU) - http://avstriez.livejournal.com/105164.html

ВГТРК таки пошел в суд - http://diesell.livejournal.com/359496.html

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
(Deleted comment)
[User Picture]
From:achursin
Date:June 23rd, 2010 12:51 pm (UTC)
(Link)
Феликс и Николя - казалось бы ничего общего, а такие похожие судьбы во время чемпионата :-)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:achursin
Date:June 23rd, 2010 02:59 pm (UTC)
(Link)
Рад, что у тебя все прекрасно. Думаю, что и у Анелька тоже будет все прекрасно :-)
[User Picture]
From:yossorian
Date:June 23rd, 2010 12:03 pm (UTC)
(Link)
http://www.alexa.com/siteinfo/sovsport.ru

Собственно и налив трафика виден, лучше он будет виден, через несколько дней? но пока, и этого чудесного графика достаточно..

http://webomer.ru/cgi-bin/wr.fcgi?action=stat&period=week&sitet=all&country=2®ion=&category=&key=sovsport.ru


[User Picture]
From:diesell
Date:June 23rd, 2010 12:06 pm (UTC)
(Link)
о, спасибо за линк, Вебомером я пользоваться пока не привык :)
[User Picture]
From:yossorian
Date:June 23rd, 2010 01:30 pm (UTC)
(Link)
Интересно, а ведь видеофрагмент -это часть произведения, а вот "испорченный" объект авторского права, это что?
[User Picture]
From:pvphome
Date:June 23rd, 2010 01:29 pm (UTC)
(Link)
а, еще что: если совспорт режет эмблему телек-анала, то это уже удаление информации о смежном праве, и соответственно ст. 1310, 1311 ГК.
[User Picture]
From:diesell
Date:June 23rd, 2010 01:32 pm (UTC)
(Link)
о, спасибо!
[User Picture]
From:diesell
Date:June 23rd, 2010 03:37 pm (UTC)
(Link)
на роеме подкинули ссылку на решение по делу ВГТРК (спортбокс.ру) против "СУПа" (чемпионат.ру) - там отсудили 3 млн. за наоборот невырезанные из хайлайтов товарные знаки и комментарии

а вот кто новость туда запостил, я хз :)
[User Picture]
From:pvphome
Date:June 23rd, 2010 03:57 pm (UTC)
(Link)
пиздец бред, а не решение. про исчерпание прав на ТЗ и статтю 1272 судья, конечно же, забыл.
[User Picture]
From:diesell
Date:June 23rd, 2010 04:04 pm (UTC)
(Link)
ну я уверен что там подана апелляция, так что посмотрим
[User Picture]
From:diesell
Date:October 21st, 2010 12:13 pm (UTC)
(Link)
вот еще занятное дело, там стоит заглянуть в определение о приостановлении производства
[User Picture]
From:diesell
Date:July 6th, 2010 11:26 am (UTC)
(Link)
не могу не поделиться :)

Совспорт написал отповедь завистникам :)
http://www.sovsport.ru/news/text-item/395784

А АС Москвы тем временем выдал исполнительный лист на обеспечение доказательств
http://kad.arbitr.ru/?id=DFA22310-C7B2-41E9-A25B-DAEFBB66F8FF
[User Picture]
From:pvphome
Date:July 6th, 2010 12:10 pm (UTC)
(Link)
Эхехе, Хатыпова "антирао" рассматривала по первой инстанции. :)
[User Picture]
From:pgolovin
Date:June 24th, 2010 10:26 am (UTC)
(Link)
На сайте у них в шапке тоже ссылочка есть на эти видео:
http://www.sovsport.ru/news/text-item/391252
[User Picture]
From:diesell
Date:June 24th, 2010 10:32 am (UTC)
(Link)
неа, это ссылка на видео-фрагменты, встроенные в текст новости - речь в моем постинге про отдельные спец-страницы Совспорта под яндексЧМ

видео одно и то же, но через яндексЧМ их, я уверен, смотрит на порядок больше людей, чем через новости на сайте Совспорта
[User Picture]
From:pgolovin
Date:June 24th, 2010 10:56 am (UTC)
(Link)
Согласен, я имел ввиду, что видео используется и внутри основного проекта.

А создание отдельных статических страничек безо всяких наворотов на отдельном домене вполне обосновано с технической стороны с учётом хорошего траффика с Я.ЧМ.
[User Picture]
From:yossorian
Date:June 25th, 2010 01:55 pm (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:anastasia_vita
Date:June 25th, 2010 03:30 pm (UTC)
(Link)
Да, вы правы, цитирования никто не отменял. На этом в общем то все держится. Есть еще один вопрос, а именно искажение процитированного материала. Помню, сталкивалась в инструкциях видео- и визуальных редакторов с несколькими примерами. Кстати, а вот переводы гоблина как определять (хотя бы "дорогой, где ты был?")? Как PR фильма или искажение видео-контента? А жаль, если они исчезнут, там есть любопытные вещи.
[User Picture]
From:leksus
Date:June 25th, 2010 04:31 pm (UTC)
(Link)
Да, брали бы с eurovisionsports.tv видео - вообще никто бы не понял откуда что взялось.
[User Picture]
From:diesell
Date:June 28th, 2010 12:16 pm (UTC)
(Link)
вот я тоже удивился, что этим приемом не пользуются
From:(Anonymous)
Date:August 3rd, 2010 08:41 pm (UTC)
(Link)
а кто-нибудь знает, что это за бодренькая музычка? простите за оффтоп.
My Website Powered by LiveJournal.com